Расчет емкости конденсатора

Трёхфазные движки используются для циркулярок, заточки различных материалов, станков для сверления и т.п.

Имеется много вариантов запуска трёхфазных двигателей в однофазной сети, но самый эффективный, это подключение третьей обмотки через фазосдвигающий кондесатор. Нужно учитывать, что конденсатор сдвигает фазу третьей обмотки на 90 градусов, между первой и второй фазами сдвиг очень мал, электромотор начинает терять мощность около 40 — 50% на включении обмоток по схеме треугольника.

Для того, чтобы Электродвигатель с конденсаторным пуском работал хорошо, нужно чтобы ёмкость конденсатора менялась в зависимоти от количества оборотов. На деле этого добиться довольно тяжело, поскольку двигателем обычно управляют двухступенчатым способом, сначала активируют с пусковым конденсатором (с помощью больших пусковых токов), а после того как движок  разгонится  его отсоединяют и остаётся только рабочий (рис.1).

Если нажать на кнопку SB1 (её можно снять со стиральной машины — пускатель ПНВС-10 УХЛ2) электромотор М начинает набирать оброты, когда он разгонится кнопку отпускают. SB1.2 размыкается, a SB1.1 и SB1.3 остаются в замкнутом состоянии. Их размыкают, чтобы остановить движок. Бывает такое, что SB 1.2 в кнопке не отходит, в таком случае подложите под него шайбу таким образом, чтобы он отошёл. Чтобы соединить обмотки электродвигателя по схеме «треугольник» ёмкость С2 (рабочего конденсатор) определим с помощью формулы:

С2=4800 I/Uгде I — ток, потребляемый двигателем, А;U — напряжение сети, В.Ток, который потребляет электродвигатель, можно измерить амперметром или использовать формулу:

где Р — мощность электромтора, Вт;U — напряжение сети, В;n— КПД ; cos? — коэффициент мощности

Ёмкость С1 (пускового конденсатор) нужно выбирать в 2 — 2.5 раза больше рабочего на большой нагрузке на вал, их допустимые напряжения должны быть в 1.5 раза больше напряжения сети. В нашём случае наиболее лучшие конденсаторы это МГБО, МБГП, МБГЧ, у которых рабочее напряжение 500 В и больше.

Пусковые конденсаторы нужно будет зашунтировать с помощью резистора R1 сопротивлением 200 — 500 кОм, через него выходит остаток электрического заряда.

Реверсировать электромотор нужно  с помощью переключения фазы на его обмотке тумблером SA1 (рис. 1) типа ТВ1 — 4.

На холостом ходу по питаемой через конденсаторы по обмотке протекает ток па 20 — 40% больше номинального. Поэтому уменьшайте ёмкость конденсатора С2 если двигатель будет часто работать в недогруженом режиме или на  холостм ходу. Для активации двигателя с мощностью 1,5 кВт будет достаточно использовать рабочий конденсатор ёмкостью 100 мкф, а пусковой — 60 мкФ. Ёмкости рабочих и пусковых конденсаторов зависят от мощности самого двигателя, эти значения представлены в таблице, которая указана выше.

Желательно конечно использовать бумажные конденсаторы в роли пусковых, но если такой возможности у вас нет, то можно в качестве альтернативы использовать оксидные, т.е. электролитические. На рис. 2 показано как производить замену бумажных конденсаторов на электролитические. Положительная полуволна переменного тока протекает через цепь VD1C1, а отрицательная — через VD2C2, по это причине электролиты можно использовать с меньшим допустимым напряжением, чем для бумажных конденсаторов. Для бумажных конденсаторов нужно напряжение 400 В и более, то для электролита вполне хватает 300 — 350 В, по той причине, что он проводит лишь одну полуволну переменного тока и поэтому к нему прикладывается только половина напряжения, для точной надежности он должен держать амплитудное напряжение однофазной сети, это около 300 В. Этот расчет аналогичен расчету бумажных конденсаторов.

Схема для включения трёхфазного двигателя в однофазную сеть, используя электролитические конденсаторы показана на рис.

Как выбрать конденсатор для электродвигателя

3. Чтобы подобрать нужную емкость бумажных и оксидных конденсаторов, лучше всего измерить ток в точках а, в, с — эти токи в обязательном порядке должны быть равны между собой при оптимальной нагрузке на вал электродвигателя. Диоды VD1, VD2 подбирайте с обратным напряжением не меньше 300 В и 1пр. мах=10А. Если мощность дыижка больше, то диоды устанавливайте на теплоотводы, по два в плече, в противном случае может случиться пробой диодов и через оксидный конденсатор побежит переменный ток, после чего, спустя немного времени электролит скорее всего нагреется и разорвётся. Электролитические конденсаторы в роли рабочих использовать не рекомендуется, потому что длительный проход через них высоких токов, как правило приводит к их нагреву и взрыву. Лучше используйте их для пусковых.

В случае если  ваш трехфазный электромотор будет использоваться на динамических (высоких) нагрузках на вал, лучше используйте схему подключения пусковых конденсаторов при помощи токового реле, которое будет при больших нагрузках на вал автоматически включать и выключать пусковые конденсаторы (рис.3).

Во время подключения обмоток трехфазного электродвигателя в однофазную сеть с помощью схемы, которая представлена на рис. 4, мощность электромотора составляет 75% от номинальной мощности в трехфазном режиме, это значит потери составляют около 25%, потому что обмотки А и В подключены противофазно на всё напряжение 220 В, напряжение вращения определяется включением обмотки С. Фазирование обмоток изображено в виде точек.

Самые более надёжные,практичные и удобные при работе с трехфазными электродвигателями резисторно-индуктивноемкостные преобразователи однофазной сети 220 Вольт в трехфазную сеть, с токами в фазах до 4 ампер и сдвигом напряжений в фазах приверно 120 градусов. Эти устройства универсальны, устанавливаются они в жестяном корпусе и позволяют подсоединять трехфазные электромоторы мощностью до 2,5 килловатт в однофазную сеть 220 Вольт почти  без потерь мощности.

В преобразователе используем дроссель с воздушным зазором. Его устройство представлено на рис. 6. Если правильно подобраны R, С и соотношения витков в секциях обмотки дросселя, то такой преобразователь даёт нормальную длительную работу электромоторов, это независимо от их характеристик и уровня нагрузки на вал. Вместо индуктивности представлено индуктивное сопротивление XL, потому что его легче измерить, обмотка дросселя крайними выводами через амперметр подсоединяется к напряжению 100 — 220 Вольт, частотой 50 Герц, параллельно с вольтметром. Индуктивное сопротивление (активным сопротивлением можно пренебречь) определяется отношением напряжения в вольтах к току в амперах XL=U/J.

Конденсатор С1 должен жержать напряжение не меньше 250 Вольт, а конденсатор С2 — не меньше чем 350 Вольт. Если вы используете конденсаторы КБГ, МБГ-4, то в таком случае напряжение будет соответствовать номиналу, который указан на маркировке, а конденсаторы МБГП, МБГО при посоединении к цепи переменного тока должны быть с двухкратным запасом напряжения. Резистор R1 должен быть рассчитан на ток до ЗА, это значит на мощность около 700 Вт (наматывается никелево-хромовая проволока диаметром 1,3 — 1,5 мм на фарфоровой трубке с передвигающейся скобой, которая позволяет получать необходимое сопротивление для различных мощностей электродвигателя). Резистор обязательно должен быть защищен от перегрева и ограждён от остальных компонентов, токоведущих частей, а также от возможного конакта человека с ним. Металлическое шасси корпуса в обязательном порядке необходимо  заземлить.

Сечение магнитопровода дросселя должно составлять S=16 — 18cm2, диаметр провода d=l,3 — 1,5 мм, общее число витков W=600 — 700. Форма магнитопровода и марка стали могут быть любыми, главное помнить о  воздушном зазоре (это даст вам возможность изменять индуктивное сопротивление), которое устанавливаем при помощи винтов (рис. 6). Для того чтобы избежать сильного дребезжания дросселя, нужно между Ш-об-разными половинами магнитопровода проложить деревянный брусок и зажать винтами. В роли дросселя подойдут силовые трансформаторы от ламповых цветных телевизоров с мощностью 270 — 450 Ватт. Обмотка дросселя в целом производится в виде одиной катушки, которая имеет три секции и четыре вывода. Если вы будете использовать сердечник с постоянным воздушным зазором, то вам придется изготавливать пробную катушку,которая не имеет промежуточных отводов, сделать дроссель с примерным зазором, подключить в сеть и измерить XL. XL необходимо отмотать или домотать ещё немного витков. Выясните необходимое количество витков, мотайте необходимую катушку, разделите каркас на секции в отношении W1:W2:W3=1:1:2. Итак, если у нас общее колисество витков равно 600, то из этого исходит Wl =W2= 150, a W3=300. Для того чтобы поднять выходную мощность преобразователя и не допустить при этом несиметрии напряжений, необходимо поменять значения XL, Rl, Cl, С2, которые отталкиваются от того,что токи в фазах А, В, С должны быть равными при номинальной нагрузке на вал электромотора. В режиме недогрузки электродвигателя несимметрия напряжений фаз не представляет какой либо опасности, в том случае если наибольший из токов фаз не будет превышать номинальный ток электродвигателя. Для пересчета параметров преобразователя на иную мощность используется формула:

С1 = 80РС2 = 40РRl = 140/PXL = 110/PW = 600/ РS = 16Pd = 1,4P

где P — это мощность преобразователя (в киловаттах), а мощность двигателя по паспорту — это является его мощностью на самом валу электродвигателя. В том случае если КПД (т.е. коэффициент полезного действия) электродвигателя вам неизвестен, то в таком случае его можно считать в среднем около 75 — 80%.

uazbuka.ru > Общий > Общение > Вопрос по конденсаторам и радиоэлектронике.

Просмотр полной версии : Вопрос по конденсаторам и радиоэлектронике.

Есть станок с 2.2 квт на 220Волт (асинхронное).
На нём 2 конденсатора.
Один я посмотрел и на нём написанно Пусковой 20 МКФ 250Волт.
Второй я посмотрел но не посмотрел маркировку, ещё больше пускового в размерах).
Так как ехать лень ради посмотреть ,попытался поисктаь кто что пишет.
Советуют ставить пусковой на 50-60 МКФ 450Вольт.
И рабочий на 20 Мкф и 500Волт…

ПРосвятите кто шарит я двигло не спалю и на что влияют микрофараты и вольты.?

18.08.2011, 17:50

ПРосвятите кто шарит я двигло не спалю и на что влияют микрофараты и вольты.?

Так они под мотор, как тут в угадайку играть? Ищи данные на шильдике мотора… 🙂

Вольты влияют на то что он не взорвется и у тебя не будет вся попа в фольге 🙂 , т.е. менее чем на 250 ставить нельзя, а микрофарады емкость, от нее зависит ток через пусковую обмотку… Чем больше ток, тем лучше пускается, но тем и греется больше.

Нашёл вобщем
Пусковой 200Мкф на 250Вольт
рабочий 40мкф на 250вольт.

Если я вместо 200 поставлю 60-100мкф на 450 вольт?
И вместо рабочег о20-30 мкф на 450 вольт?
Так можно? двигло запуститься и не сгорит? (теоретически).

18.08.2011, 19:25

Нашёл вобщем
Пусковой 200Мкф на 250Вольт
рабочий 40мкф на 250вольт.

Если я вместо 200 поставлю 60-100мкф на 450 вольт?
И вместо рабочег о20-30 мкф на 450 вольт?
Так можно? двигло запуститься и не сгорит? (теоретически).

Значит у тебя мотор будет работать вполсилы. 🙂 Вольты пофигу, в розетке 220 вольт, вот и ставь чтоб они не взорвались, не менее 250 вольт, а там хоть на 1000 вольт воткни, от этого не горячо не холодно.

С микрофарадами сложнее. Меньше микрофарад — меньше ток, меньше ток — слабже крутит\хуже пускатся, потому что мощность это ток умноженный на напряжение. Поэтому если ты по емкости не доберешь, считай что твой мотор из 2,2 кВт усох до 1 квт или меньше, как-то так, если не сильно умничать. 🙂

Значит у тебя мотор будет работать вполсилы. 🙂 Вольты пофигу, в розетке 220 вольт, вот и ставь чтоб они не взорвались, не менее 250 вольт, а там хоть на 1000 вольт воткни, от этого не горячо не холодно.

С микрофарадами сложнее. Меньше микрофарад — меньше ток, меньше ток — слабже крутит\хуже пускатся, потому что мощность это ток умноженный на напряжение. Поэтому если ты по емкости не доберешь, считай что твой мотор из 2,2 кВт усох до 1 квт или меньше, как-то так, если не сильно умничать.

Конденсатор для электродвигателя: советы по подбору и правила подключения пускового конденсатора

🙂
Всё понял спасибо!

220 В это действующее значение а амплитуда 310 В, поэтому кондёры надо не менее 400 В.

18.08.2011, 22:50

220 В это действующее значение а амплитуда 310 В, поэтому кондёры надо не менее 400 В.

Размах 311 вольт если быть точным. А с мотором что делать будем? Витков домотаем? 🙂 Что посоветуешь? 🙂

Если двигатель при соединении треугольником на 220в, то так сойдёт а если на 380в можно и перемотать.

Если двигатель при соединении треугольником на 220в, то так сойдёт а если на 380в можно и перемотать.

Нафига мотать ?
Есть варианты включения и треуг. и звезды на одну фазу.
Посчитал конденсаторы в зависимости от схемы включения и все.
Инет богатый. Есть книжку хорошая в электронном виду.
Середины 80-х, но электротехника не стареет.

PS. Старттопику !
Не вздумай полярные конденсаторы применить !

19.08.2011, 22:16

Если двигатель при соединении треугольником на 220в, то так сойдёт а если на 380в можно и перемотать.

У него мотор однофазный и у него всего две обмотки, т.е. ни звезды, ни треугольника, там нет и быть не может. 🙂 Что же нам делать, все-таки? 🙂 Еще есть мысли? 🙂

У него мотор однофазный и у него всего две обмотки, т.е. ни звезды, ни треугольника, там нет и быть не может. 🙂 Что же нам делать, все-таки? 🙂 Еще есть мысли? 🙂
Можно еще для начала узнать — что за станок и его модель ?

19.08.2011, 22:44

Можно еще для начала узнать — что за станок и его модель ?

Да какая разница, любой станок на 220, они все с такими моторами, сходи в любой инструментальный и посмотрина компрессоры ременные, плиткорезы, и прочее…. 🙂 Или по и-нету, чтоб ноги зря не трудить, глянь. 🙂

Да какая разница, любой станок на 220, они все с такими моторами, сходи в любой инструментальный и посмотрина компрессоры ременные, плиткорезы, и прочее…. 🙂 Или по и-нету, чтоб ноги зря не трудить, глянь. 🙂
Я немного не о том…
По этим данным можно определить двигатель и разговор будет более конструктивным.

19.08.2011, 22:53

Я немного не о том…
По этим данным можно определить двигатель и разговор будет более конструктивным.

Так там на шильдике официально написано, топикстартер же нашел уже и отписался:

"Пусковой 200Мкф на 250Вольт
рабочий 40мкф на 250вольт".

Так что спора нет, есть просто попытки показать знание абсолютно неподходящих в данном случае слов "амплитуда", "треугольник" и "звезда", ничего больше… 🙂

Так там на шильдике официально написано, топикстартер же нашел уже и отписался:

"Пусковой 200Мкф на 250Вольт
рабочий 40мкф на 250вольт".

Так что спора нет, есть просто попытки показать знание абсолютно неподходящих в данном случае слов "амплитуда", "треугольник" и "звезда", ничего больше… 🙂

Спорить даже не пытался, просто ответил человеку, что не надо ломать двигатель. 😉

А кондеры я бы поставил на большее напряжение.
Уж слишком быстро электролиты сохнут на предельных режимах…

19.08.2011, 22:59

Так там на шильдике официально написано, топикстартер же нашел уже и отписался:

"Пусковой 200Мкф на 250Вольт
рабочий 40мкф на 250вольт".

Так что спора нет, есть просто попытки показать знание абсолютно неподходящих в данном случае слов "амплитуда", "треугольник" и "звезда", ничего больше… :)Макс…вот чесно слово, взрослый мужик, грамотный, а ведёшь себя как… Неужели нельзя просто в двух словах объяснить топикстартеру, какой номинал надо поставить? Нафига эти подъёбки?

19.08.2011, 23:02

СпорУж слишком быстро электролиты сохнут на предельных режимах…

Во первых там не электролиты, электролиты повзрываются, там бумажные, МБГЧ и прочие такого плана…

Во вторых в компе с которгог ты пишешь стопудово стоит электролит после моста на 250 вольт…. 🙂 И пока не высох и взорвался, судя по всему, иначе ты бы не писал… Ни в ТВ и прочей технике так же…

Если двигатель включают уже под нагрузкой то с маленьким пусковым кондёром может не раскрутится.

Во первых там не электролиты, электролиты повзрываются, там бумажные, МБГЧ и прочие такого плана…

Во вторых в компе с которгог ты пишешь стопудово стоит электролит после моста на 250 вольт…. 🙂 И пока не высох и взорвался, судя по всему, иначе ты бы не писал… Ни в ТВ и прочей технике так же…
Ну, допустим, "МБГЧ и прочие" тоже далеко не сухие… 😉
А в БП стоял на 400 В и в новом БП — тоже…
220 мкФ, если память не изменяет. 😉
Отметил для себя, когда кулера обслуживал.

19.08.2011, 23:14

Ну, допустим, "МБГЧ и прочие" тоже далеко не сухие… 😉
А в БП стоял на 400 В и в новом БП — тоже…
220 мкФ, если память не изменяет. 😉
Отметил для себя, когда кулера обслуживал.

Ну и хорошо. Главное человек все нашел, совершенно официальную инфу, объяснения получил исчерпывающие, а "звезд" и "треугольников" у него просто нет, как и электролиты иму не нужны, не на 250, не на 400, не на 1000 вольт… 🙂 А что ему нужно у него на шильдике написано,и сколько микрофарад и сколько вольт. 🙂

Ну и хорошо. Главное человек все нашел, совершенно официальную инфу, объяснения получил исчерпывающие, а "звезд" и "треугольников" у него просто нет, как и электролиты иму не нужны, не на 250, не на 400, не на 1000 вольт… 🙂 А что ему нужно у него на шильдике написано,и сколько микрофарад и сколько вольт. 🙂
Ура !
Мы сделали это !
Мы нашли единственно верное решение ! 😀
:D:D

19.08.2011, 23:19

Ура !
Мы сделали это !
Мы нашли единственно верное решение ! 😀
:D:D

Ну дык! 🙂 Уже в третьем посте решение было найдено, между прочим, а твой пост 21ый, мой вот этот — 22, УАЗбука, одно слово. 🙂

спросил кто ставил. ставили 60-80 пусковой и рабочий 20. всё рабоало,тока медленно разгонялось и чуть упали обороты пилы(двигло перестало греться сильно ).
себе завтра на 100 мкф куплю поставлю посмотрю на результат.
Станок 2.2 квт распиловочный (циркулярная пила стационар),корвет-13.
как сказали пусковой должен быть в 2 раза больше рабочего. рабочий пока 40мкф. пусковой 100мкф поставлю срасширенным температурным режимом. иб остоял коорый от -20 до +65С. И он лежал на движке, а двигло горячее еле рука терпит…

Во первых там не электролиты, электролиты повзрываются, там бумажные, МБГЧ и прочие такого плана…

Во вторых в компе с которгог ты пишешь стопудово стоит электролит после моста на 250 вольт…. 🙂 И пока не высох и взорвался, судя по всему, иначе ты бы не писал… Ни в ТВ и прочей технике так же…

Электролиты есть и "неполярные",с теми же параметрами у них меньше габариты.

19.08.2011, 23:34

Электролиты есть и "неполярные",с теми же параметрами у них меньше габариты.

Друг, я знаю какие бывают!!! 🙂 Ты бы сначала с треугольниками и звездами разобрался, и понял, чем однофазный мотор от трехфазного отличается, а потом подсказывать будешь, лады? 🙂

Друг, я знаю какие бывают!!! 🙂 Ты бы сначала с треугольниками и звездами разобрался, и понял, чем однофазный мотор от трехфазного отличается, а потом подсказывать будешь, лады? 🙂

Тогда нечего чушь про взрывы писать!

19.08.2011, 23:47

Тогда нечего чушь про взрывы писать!

Чушь пишешь постоянно ты, а я только умные вещи пишу. 🙂 И про электролиты ты как про звезду и треугольник слышал звон, да не знаешь где он. 🙂 Учиться тебе надо, короче. 🙂

спросил кто ставил. ставили 60-80 пусковой и рабочий 20. всё рабоало,тока медленно разгонялось и чуть упали обороты пилы(двигло перестало греться сильно ).
себе завтра на 100 мкф куплю поставлю посмотрю на результат.
Станок 2.2 квт распиловочный (циркулярная пила стационар),корвет-13.
как сказали пусковой должен быть в 2 раза больше рабочего. рабочий пока 40мкф. пусковой 100мкф поставлю срасширенным температурным режимом. иб остоял коорый от -20 до +65С. И он лежал на движке, а двигло горячее еле рука терпит…
Ищи номиналы, как указано заводом. Не экспериментируй.
Емкости расчитываются не только от мощности, но и от оборотов двигателя, количества полюсов обмотки, еще кое-чего.
Другие номиналы могут привести не только к плохому запуску, но и даже торможению двигателя.

Если бы ты не знал номиналов, тогда путем подбора пришлось бы искать.
По внешним признакам — устойчивость запуска, температура и т.д.

Схема подключения и расчёт пускового конденсатора

Включение 3 фазного двигателя в бытовую сеть

Расчет емкости конденсатора асинхронного двухфазного двигателя (конденсаторный двигатель)

Однофазный асинхронный двигатель

Обмотка статора однофазного асинхронного двигателя занимает приблизительно 2/3 окружности, именно по этой причине его мощность на 1/3 меньше мощности трехфазного двигателя таких же габаритов.

Ток, протекая по обмотке статора, создает пульсирующее магнитное поле, которое можно представить как два поля, вращающиеся в разных направлениях. Поле, которое вращается в направлении ротора называется прямым полем, а второе – обратным. Они воздействуют на ротор и создают соответствующие моменты (Мпр и Мобр).

По причине разных направлений вращения эти электрические машины не могут самостоятельно совершить пуск, так как при неподвижном роторе, то есть при S=1, пусковой момент, он же Мрез, равен нолю (смотри Рисунок 1). Однако, если придать движение ротору, то прямой и обратный моменты не будут равны и двигатель продолжит вращение в том же направлении (ток, протекающий по обмотке ротора будет оказывать размагничивающее действие и при этом будет ослабляться обратное поле).

Рисунок 1 — Зависимость механических характеристик от прямого и обратного вращающих полей

Пуск двигателя с помощью пусковых устройств

Для того чтоб запустить однофазный асинхронный двигатель применяют устройства для пуска двигателя:

— Конденсатор – C;

— Резистор – R.

Пуск трехфазных асинхронных двигателей осуществляется более простым способом из-за уже имеющегося в сети сдвига фаз на 120 электрических градусов

Для получения пускового момента используют пусковую обмотку статора, которая по отношению к рабочей обмотке сдвинута на 90 электрических градусов. Применяют фазосдвигающие элементы, которые подключают к пусковой обмотке. Эта обмотка работает, обычно, около 3 первых секунд, после чего принудительно отключается вручную или с помощью автоматов. По этой причине ее изготовляют из провода меньшего сечения и с меньшим количеством витков по сравнению с рабочей обмоткой.

Пуск при помощи резистора производится при малых необходимых пусковых моментах, то есть если нагрузка на валу незначительна. Рисунок 2 иллюстрирует применение пускового а) конденсатора и б) резистора; где Р – рабочая обмотка, П – пусковая обмотка.

Рисунок 2 – Схема подключения однофазного асинхронного двигателя

Двухфазные асинхронные двигатели

Наличие конденсатора значительно улучшает характеристики двигателя, по этой причине используются двухфазные асинхронные двигатели. В них две обмотки являются рабочими, в одну из них вводится конденсатор для смещения угла между фазами на 90 градусов и создания кругового магнитного поля.

Онлайн расчет емкости конденсатора для электродвигателя

Такие двигатели называют конденсаторными.

Расчет емкости конденсатора для двигателя:

Емкость такого конденсатора определяется по формуле:

,

где – ток, протекающий в обмотке статора,

sinφ1 – сдвиг фаз между напряжение и током без конденсатора,

f– частота питающей сети,

U – напряжение сети,

n – коэффициент трансформации.

,

Где и kоб1,kоб2 — обмоточные коэффициенты,

W1, W2, — количество витков обмоток статора и ротора.

Напряжение на зажимах конденсатора выше чем напряжение сети и определяется следующей формулой:

Для повышения пусковых характеристик Существуют двигатели в одну обмотку которых ставятся два конденсатора, один из которых пусковой, второй – рабочий. Пусковой конденсатор обычно имеет емкость в разы большую чем рабочий. При этом пусковой отключается при достижении 70-80% номинальной скорости электрической машины.

Рисунок 3 – Пример подключения пары конденсаторов (конденсаторный двигатель)

Преимущества и недостатки конденсаторных двигателей

Недостатки по сравнению с трехфазным двигателем:

— Меньшая мощность;

— Увеличенное скольжение при номинальном режиме;

— Скорость вращения вала при холостом ходу ниже;

— Пониженная кратность пускового момента;

— Повышенная кратность пускового тока.

Преимущества:

— Имеют высокую эксплуатационную надежность;

— Не требуют трехфазного источника тока.

   Включение трехфазных двигателей небольшой мощности (до 1000 примерно ватт) на питание от однофазной сети 220 В подробно описано в Интернете и, как правило,  не вызывает затруднений: переключаем на «треугольник» (если на шильдике написано «220/380»), подключаем рабочий конденсатор из расчёта 6 — 7 мкФ на 100 Вт мощности двигателя, 2 конца в сеть, крутится..

   После пуска стоит подобрать рабочую ёмкость либо по отсутствию характерного гула двигателя или по примерному равенству токов в обмотках под нагрузкой  (удобно использовать измерительные клещи).
   При необходимости добавляем отключаемый пусковой конденсатор ёмкостью в 2-3 раза больше рабочего. Пусковую ёмкость подбираем по уверенному пуску.
   Для маломощных двигателей это почти всегда работает.

   Для мощных (1 — 5,5 кВт), которые в бытовых условиях используются чаще всего как привод деревообрабатывающего оборудования, возникают прежде всего проблемы с пуском: пуск холостого хода не обеспечить, пусковая ёмкость необходима значительно большей величины, значительно увеличиваются её размеры и стоимость.
   В Интернете на эту тему больше разговоров и рассуждений, чем практики.

   Решение простое: использовать в качестве пусковых встречно включённые (минус к минусу, шунт 100-200 кОм) электролитические конденсаторы.
   На практике использовались конденсаторы К50-17 ёмкостью 800-1500 мкФ на напряжение 300-400 В, в качестве рабочего — один или два  К75-17 50 мкФ на 1000 В (это такой «кирпичик» 85х50х140).
   С теорией немного не сходится, но работает.

Расчет емкости конденсатора для трехфазного двигателя

С места рвёт, даже подпрыгивает.
   В некоторых случаях двигатель начинает пускаться в произвольную сторону (это заметно по «дрожанию» ротора в момент пуска) — тогда пусковую ёмкость нужно уменьшить.
   Из возможных пускателей наиболее удобным оказался ПНВС10 — три группы контактов, одна из них размыкается при отпускании пусковой кнопки. Можно использовать и ПНВ30 с соответствующей доработкой.
   В итоге вся конструкция  имеет габарит примерно 20х20х15 см.

   Если двигатель на 380 В и из него выходят 3 конца — придётся снять передний щит, найти общую точку обмоток, рассоединить и вывести их наружу для того, что бы переключить двигатель на треугольник. Важно при этом не перепутать начала-концы обмоток. Собранную схему до дальнейшего монтажа неплохо проверить включением двигателя на 3 фазы 220 В (хотя, если у Вас нет 3-х фазного 380, нет и 3-х фазного 220…).
   Таким способом на одну фазу было переведено значительное количество двигателей — отказов и замечаний не было.

   При эксплуатации двигателя необходимо учитывать следующее:
— работа однофазного двигателя без нагрузки — наиболее тяжёлый режим,
— при пуске обмотки двигателя испытывают значительную перегрузку, поэтому не рекомендуется делать больше трёх пусков подряд,
— блок конденсаторов всегда должен быть закрыт для исключения разбрызгивания электролита при аварийной ситуации (это необходимо делать и при пробных пусках в процессе работ по монтажу и настройке),
— при использовании  пускателей ПНВ выключать двигатель необходимо только кнопкой «стоп» пускателя, это же надо делать при пропадании напряжения в сети в процессе эксплуатации.
   Проблемы с пуском у проверенного и установленного на место двигателя могут возникать, как правило, в трёх случаях:
— слишком тонкий и длинный сетевой провод,
— напряжение в сети меньше 180 В,
— перетянут приводной ремень.

Успехов в работе.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *